?

Log in

No account? Create an account
Botticelli

white_stream in baby_article

Как научить ребенка сопротивляться?

Покупая игрушки, мы учим ребенка пользоваться готовым, думать по инструкции, не отставать от соседей. А нужно прививать ему сопротивляемость манипуляциям рынка.

Если у вас есть ребенок дошкольного возраста, попробуйте ответить на простой вопрос: сколько у него игрушек? Я потерплю, пока вы пытаетесь оценить, сколько их могло влезть в кладовку и еще вот в тот большой ящик на колесиках, специально купленный в IKEA. В 2004 году у среднего шведского ребенка дошкольного возраста было 617 игрушек. То есть предметов, которые специально предназначены быть игрушками, кем-то для этого особым образом упакованы и проданы.
А сколько денег вы тратите на игрушки для ребенка каждый месяц? Норвежка Сиссель Йоргенсен в своем исследовании о коммерциализации раннего детства пишет, что в ее стране эта статья расходов у средней семьи с годовалым ребенком — 290 крон, или примерно $50, а если малышу от двух до пяти, то уже 490 крон, под $90. Но норвежцы бережливы, и вообще у них социализм. Почти все мои знакомые семьи тратят побольше, возможно, в порядке компенсации за наше собственное не слишком богатое покупными игрушками детство.
На что, собственно, уходят эти деньги? Если совсем схематично, то на следующее:
1) преодоление нашего чувства вины и утоление личных комплексов;
2) попытки ускорить развитие ребенка;
3) помощь ребенку в социализации, в том числе на «социальную смазку»: у всех есть, и у нашего должно быть;
4) формирование половых стереотипов.
Маркетологи отлично знают обо всех этих задачах и поставляют продукцию под каждую из них. Под первую — все дорогое и «навороченное». Под вторую — несметное количество «развивающих игрушек» для выращивания маленьких гениев. Под третью — персонажей кинофраншиз (в них дети могут играть в любой стране и всегда поймут друг друга), а также все, что нужно собирать, от покемонов до бакуганов: «У тебя такой есть? А у меня есть! У тебя двадцать? А у меня двадцать пять!». Под четвертую — розовые косметические наборчики для принцесс и большие черные автоматы.
Между тем игрушкой, конечно же, может быть абсолютно любой предмет. В естественных условиях ребенок как раз предпочитает вещи, которые никакими маркетологами в качестве игрушек не предлагались. Моя дочка Нина в свои год и четыре любит гигантскую взрослую лейку, которую носит по двору, пыхтя и расставляя ноги для равновесия, а также играет своей и чужой одеждой, которую всю надевает на голову. Наряду с предназначенными для игры детскими книжками она очень уважает первый том «Архипелага ГУЛАГ».
Том Сойер, соблазнив приятелей побелить за него забор, заработал следующие богатства: подержанного бумажного змея, дохлую крысу на веревочке, двенадцать шариков, сломанную губную гармонику, осколок синего бутылочного стекла, пустую катушку, ключ, который ничего не отпирал, кусок мела, хрустальную пробку от графина, оловянного солдатика, пару головастиков, шесть хлопушек, одноглазого котенка, медную дверную ручку, собачий ошейник без собаки, черенок от ножа, четыре куска апельсинной корки и старую оконную раму. Он, писал Марк Твен, «буквально утопал в роскоши». Среди сокровищ — только две игрушки в маркетологически строгом смысле: змей и солдатик.
Мы могли бы вообще ничего не покупать детям, и они обошлись бы пластмассовой бутылкой, мамиными выходными туфлями или оставленным без присмотра мобильным телефоном. Все эти предметы не менее полезны для развития маленького ребенка, чем любая специально купленная игрушка: у бутылки можно скручивать и закручивать крышечку (мелкая моторика), в туфлях — пытаться ходить (физическое развитие), в телефоне вообще столько чудес, что мы даже не можем себе представить.
Но мы идем в магазин и покупаем. И тем самым закладываем ребенку основы потребления. Мы учим его:
1) пользоваться готовым, и если думать, то в рамках инструкции. Построить дом из Lego — это вам не из стульев, диванных подушек и книг: все детальки подогнаны одна под другую;
2) не отставать от соседей. Если у них что-то есть, надо тоже это купить;
3) потреблять как существо своего пола. Мужчина должен хотеть мужские предметы, а женщина — женские, иначе маркетологам будет неудобно;
4) оперативно заменять надоевшие предметы другими предметами, за которыми ходят в магазин;
5) играть в те же самые игры, в которые играют все вокруг, и пользоваться качественным, одобренным и испытанным прочими игроками снаряжением.
В отличие от навыков, которые мы сознательно хотим привить ребенку, эти будут усвоены легко и прочно. Большинство из них сохранится на всю жизнь. Они определят не только то, как ваш выросший ребенок будет обращаться с деньгами, но и то, сколько ему придется их зарабатывать.
Когда рос мой старший сын Марк, я завалил его игрушками. Квартира была ими забита. Конечно, он их ломал и требовал новые. А если ты начал участвовать в этой гонке вооружений, выйти из нее, не травмируя ребенка, становится невозможно. Теперь я смотрю, как мой довольно взрослый и неглупый сын сознательно отучает себя от того, что я ему бездумно привил. Не уверен, правда, что после подростковой протестной фазы все эти замечательные навыки не вернутся во всей красе.
Теперь я радуюсь, когда вижу, как маленькая Нина играет с какой-нибудь ерундовиной, которую сама нашла в сарае. Мы с женой стараемся не отбирать у нее емкости с волшебными крышечками на резьбе, даже если Нина непременно обольется, крышечку открутив. Ну и «Архипелаг», конечно, пострадал, но тут уж ничего не поделаешь.
Нет, «магазинные» игрушки у Нины, конечно, тоже есть. Куда от них денешься. Но, кажется, норвежский стандарт мы на этот раз соблюдаем, а до шведского не дотянем никогда. И слава богу. Мы научились сопротивляться манипуляции, которой нас подвергает рынок, и, возможно, сумеем привить некоторую полезную сопротивляемость и дочке.

Источник

Comments

Спасибо, оч.хорошая статья!!!!
надо в no_idiot_toys это запостить...
запости, пожалуйста, со ссылкой на сообщество
написала (проходит модерацию)
супер! спасибо :)
а еще спасибо за наводку на сообщество, я там утонула в идеях для поделок с детьми
да, сообщество супер!
по поводу архипелага "гулаг", моя прынцесса утащила подпирающего диван Бурстина "Американцы: колониальный опыт", жизнерадостно синего цвета, бегала с ним и все говорила, что это "книжка про принца" %)) картинки отсутствовали полностью, но это не смущало ни капли
в общем да, у меня было много игрушек всегда (мне про это родители рассказывали, когда пошел процесс моего взрослого интереса), то есть больше, чем другим, и уж точно не хуже. А вот помню - как играла со старой резиновой хренью, куда воду наливают и сапог - тоже резиновый, которым оттуда воду черпали - все было в гаражном кооператике - и эта конструкция мой детский разум просто покорила - резиновое, мокрое, таскать можно воду.. - смешно. И еще помню очень четко курочку, которую купили в подарок друзьям, а я плакала так, что мне ее оставили - ужасно. Мне с этой курицей не игралось очень долго - выпрошенная была скучная уже на слудеющий день.
Спасибо за статью, полезно)
Как раз вчера подумала, что совершенно спокойно в поезду на море можно не брать никаких игрушек. Все найдется на месте или по дороге. Благо, у дочки нет никаких фетишей типа любимого мишки.
Спасибо. А как быть с теми игрушками, которые дарят? Их, что-то тоже очень много получается...
Написано здорово. И примеры хорошие.
Только говоря о Томе Сойере, надо не забывать о том, какой это возраст. А возраст этот - что-то около восьми или десяти лет - это как раз возраст собирательства всякого хлама. Собственно, даже детей, играющих в игрушки, это не минует нисколько, если только родители не будут бурно возмущаться.
Рискую пойти против своеобразного мэйнстрима, захватившего сейчас образованных и думающих родителей, и заявить, что для более ранних возрастов игрушки всё же необходимы. Безусловно не в тех количествах, которые сейчас зачастую закупаются детям. В идеале часть этих игрушек должна быть изготовлена совместно с родителями. Малый джентльменский набор для девочки 2-5 лет, в моем представлении - кукла (пупс) или куклозаменители (мягкие игрушки,например), посуда, кубики, машина, набор доктора.Для мальчиков, возможно, еще что-то, у меня девочки. Я перечислила те вещи, которые трудно или невозможно заменить не-игрушками. Сразу отмечу, что если для "доктора" куплен настоящий градусник, например, это еще не делает его не-игрушкой.
не перегибайте палку - в статье говорится об излишнем количестве игрушек, а не об игрушках вообще))
Пересчитала 50 баксов на рубли. Нееее, детки перетопчатся. Обойдемся 10-15, кроме дней рождений и нового года.
Спасибо за статью!
Вспомнила свое совершенно счастливое детство, проведенное по большей части в деревне у бабушки с дедушкой, где любимым местом игр были сараи со старым хламом и дедушкина мастерская.
Очень захотелось снова погрузиться в те времена, но уже со своим ребенком. Очень-очень хочу, чтоб ему так же как мне было интересно строить домики из стульев и одеял и т.п. Лишь бы у меня сейчас фантазии на это хватило...
Спасибо, согласна. ))
Ну так и как научить ребёнка сопротивляться?
Абсолютно бессодержательно.
Спасибо! если можно утащу к нам сообщество;) про естетсвенное родительство.
Само собой! Статья не моя, но за ссылку на это сообщество буду крайне признательна :)
конечно! спасибо!)
Мои дети категорически вообще не играют в игрушки, ну максимум в машинки.
ребенок

Декабрь 2014

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Разработано LiveJournal.com